Герб Оренбурга История Оренбуржья Герб Орска
Главная О проекте Форум Гостевая книга Обратная связь Поиск Ссылки
Разделы


Библиотека

Видео

Геральдика

Города и села

Живопись

Земляки

Картография

Краеведение

Личности

Музеи

Мультимедийные материалы

Памятники и мемориалы

Разное

Религия

Сигиллатия

Учебные заведения

Фотоальбом

Экспедиции




Автомобилисты! Отличное тонирование авто стёкол в Ярославле здесь - я убеждён. Лучшая цена!

Численность населения Башкортостана за два столетия

Динамика численности башкир и пришлого населения Оренбургской губернии в первой половине XIX века

Доктор исторических наук Рим Янгузин

Исследование этнического состава населения Башкортостана в различные исторические периоды представляет большой научный интерес. Данная статья посвящена анализу динамики численности коренного населения Оренбургской губернии — башкир и переселенцев в этот край в конце XVIII — середине XIX века.

О численности башкир в конце XVIII — середине XIX в. существуют различные мнения. По подсчетам дореволюционного ученого В.Э. Дена, башкир на рубеже XVIII—XIX вв. было всего 185 тыс. душ обоего пола. Ф.А.Фиельструп считал, что общая численность башкир в 1796 г. составляла около 235 тыс. человек. Численность башкир в 1800 г. округляется у У.Х.Рахматуллина в 184-186 тыс. и у Б.Х.Юлдашбаева — около 160 тыс. Р.Г. Кузеев называет цифру 250-275 тыс. человек, дополнительно учитывая 30-40 тыс. сартов и аюкинских калмыков, которые к началу XIX в. в основном уже растворились в башкирской этнической среде. На основе архивных данных мы предложили определять численность башкир к концу XVIII — началу XIX в. примерно в 250 тыс. человек. Что касается последующего времени, то в 1851 г. академик П.Кеппен, в соответствии с материалами IX ревизии, определял численность башкир в 508209 человек. Динамика роста, по Р.Г.Кузееву, выглядела так: в 1815-1817 гг. — 310-320 тыс. чел., в 1834 г. — 392072 чел., в 1849-1850 гг. — 490 тыс., в 1857 г. — 544843 чел. Несколько иные данные приводит А.З.Асфандияров: в 1819 г. — 280644 чел., в 1828 г. — 316862, в 1834 г. — 366780, в 1846 г. — 439584, в 1853 г. — 520-544 тыс., в 1855 г. — 524527 и в 1863 г. — 566133 чел. По нашим подсчетам, с конца XVIII до середины XIX века динамика роста численности башкирского населения была следующей: рубеж XVIII—XIX вв. — 250 тыс., 1834 г. — 380 тыс., 1847 г. — 442803 чел., 1850 г. — 502210, 1862 г. — 563413 чел.

Первая половина XIX века характеризуется дальнейшей колонизацией Башкортостана, что наряду с естественным приростом привело к повышению плотности населения. Так, в 1811 г. Оренбургскую губернию населяло около 788 тыс. человек. В 1822 г. численность мужского населения Оренбургской губернии достигла 552227 чел., т.е. всего проживало примерно 1104454 души обоего пола (при соотношении мужчин и женщин 1:1). Кроме башкир (121861 чел. мужского пола), в губернии было: русских крестьян — 206997 чел., ясачных татар, тептярей и мишарей — 124675, купцов, мещан, заводских крестьян и прочих, не занимающихся хлебопашеством — 50352, отставных солдат, казаков и их детей — 33068, казаков Уральского войска — 15274 чел. В 1838 г. общая численность населения определялась в 1771 тыс. человек. В 1861 г., по отчету Оренбургского гражданского губернатора, в крае численность населения достигла 1809595 душ обоего пола. Особенно смешанный состав населения отмечался в северо-западных районах, которые подверглись сильной колонизации. В 1842 г. в крае насчитывалось 1327 башкирских и мишарских деревень, 972 — татарских, 502 — тептярских и 467 — марийских, мордовских и чувашских. Если по восьмой ревизии /1834 г./ в Оренбургской губернии проживало: крестьян государственных — 662600 чел., удельных — 48973, помещичьих — 160019, заводских —65381, тептярей — 187120, мишарей — 73615, то в 1848 г. их число, соответственно, составляло: 770492, 46851, 201497, 76391, 216972 и 90097 человек. К середине XIX в. Оренбургская губерния по социальному и этническому составу представляла сложную картину. Башкир, как отмечалось выше, насчитывалось 502210 чел. Наибольшую часть населения составляли русские крестьяне, а именно: государственные — 314437 чел., помещичьи — 223139, заводские — 110492, удельные — 76991. Мещан было 30246 чел., дворовых людей — 15737, купцов — 10490, отставных солдат — 13437, потомственных дворян — 4829, личных дворян — 4874, разночинцев — 9676. Кроме того, губернию населяли тептяри — 193295 чел., мишари — 99119, татары — 98647, мордва —77328, чуваши — 58240, марийцы — 38567 и удмурты — 18205 чел. В 1862 г. в Башкирском войске, кроме 563413 башкир, числилось 238870 тептярей, 143374 мишаря, 52357 марийцев, 18903 удмурта и 9391 татарин.

О направлении и масштабах колонизации в тех или иных районах свидетельствует соотношение коренного и пришлого населения. Так, в 1863 г. из 100 жителей Челябинского уезда башкир было 20, Троицкого — 36, Стерлитамакского — 38, Мензелинского — 39, Оренбургского — 41, Уфимского — 44, Белебеевского — 65, Бирского — 75, Верхнеуральского — 78 чел.

По данным «Оренбургских губернских ведомостей», в это же время на каждые 100 душ населения приходилось башкир в уездах Пермской губернии: Пермском — 1,4 чел., Осинском — 11,5, Красноуфимском — 10,75, Екатеринбургском — 3, Шадринском — 10; Вятской губернии, Сарапульском — 0,75, Елабужском — 9,75 чел. И, наконец, в Самарской губернии в Бузулукском, Бугурусланском, Бугульминском уездах, соответственно, 2, 3, 4.

Таким образом, в рассматриваемое время происходит увеличение численности башкир более чем в 2 раза. Одновременно происходит резкий рост численности пришлого населения, что связано с политическими и экономическими условиями того периода.

Как видно из таблицы, в 1926 г. общая численность всего населения республики составляла 2665836 чел., из них русские — 1064707 чел., или 40,3% от всего населения. В 1989 г. общая численность равнялась 3943313 чел., в том числе русские — 1548291 чел., или 39,3%. Учитывая военные годы, приток и отток населения, общий демографический рост всего, в том числе русского населения следует признать нормальным.

Динамика численности башкир и татар требует тщательного анализа, особенно — заметное уменьшение числа башкир и, соответственно, увеличение числа татар по данным переписи 1989 года. Где же корни этого демографического явления? Для этого следует обратиться к истории.

Создание и активное функционирование башкирского литературного языка на базе южного и восточного диалектов без учета северо-западного диалекта практически положило начало дифференциации башкирского этноса, отстранило северо-западных башкир от общего направления культурно-языкового развития.

В 1970—1980 гг. была предпринята попытка в башкирских деревнях северо-западного Башкортостана ввести школьное преподавание на башкирском литературном языке и таким путем, начиная с юного поколения, возродить среди перешедших на татарский язык башкир башкирский язык в современной литературной форме. Преподавание в школах на башкирском языке без учета особенностей северо-западного диалекта встретило недовольство и было приостановлено.

Введенное заново в начале 1990-х гг. преподавание на татарском языке по учебникам, изданным в Казани, где букварь начинается с предложения “Наша столица Казань”, также вызвало скрытое сопротивление населения.

Результаты неправильной национальной политики в Башкортостане в отношении северо-западных башкир получили четкое отражение в статистике. По переписи 1926 г. в Башкортостане из 625,8 тыс. башкир 280 тыс. (44,7%) назвали родным языком татарский, в 1939 г., соответственно, из 671 тыс. башкир — 306 тыс. (45,6%), в 1959 г. из 737711 чел. — 309 тыс. (41,8%), в 1979 г. из 935,9 тыс. башкир — 333 тыс. (более 28%), в 1989 г. из 863,8 тыс. человек — 216 тыс. (около 25%).

Цифры об общей численности башкир 1979 г. и 1989 г. особенно показательны для обрисованной политики. Численность башкир без учета естественного прироста за 10 лет уменьшилась на 72,1 тыс. человек, тогда как по стране в целом возросла на 78 тыс. человек или на 5,7%.

Сокращение численности башкир произошло прежде всего в северо-западных районах. Если, по переписи 1979 г., в Балтачевском, Благоварском, Бураевском, Буздякском, Дюртюлинском, Ермекеевском, Илишевском, Кушнаренковском, Миякинском, Татышлинском, Туймазинском, Чекмагушевском, Шаранском и Янаульском районах численность башкир составляла 251694 человек, то по данным 1989 г. — 142106 человек. За это же время численность татар, включая в вышеназванные Краснокамский и Уфимский районы, исключая Буздякский, увеличилась с 151547 до 251232 человек. Это объясняется записью части татароязычных башкир в татарскую национальность. Иначе говоря, идет искусственная ассимиляция северо-западных башкир татарами. Это, несомненно, результат отсутствия гибкой, стабильной, устоявшейся политики в отношении северо-западных башкир. Если эта вредная политика будет продолжаться, то часть 216 тыс. татароязычных башкир по переписи 1989 г. может перейти в татарскую национальность. Тогда возникнут сложнейшие проблемы в связи с этнодемографической ситуацией на северо-западе Башкортостана. Каков же выход? В свое время я предлагал ввести преподавание в школах башкирских деревень северо-западных районов на родном диалекте, выпуск газет, журналов и литературы на северо-западном диалекте башкирского языка. К сожалению, к этому предложению не прислушались.

Уменьшение численности башкирского народа РБ происходит также из-за миграции некоторой его части за пределы Башкортостана. Численность башкир, проживающих за пределами РБ, по данным переписи 1989 г. составляет 481,5 тыс. За 1979—1989 годы она увеличилась примерно на 150 тыс. человек, из них приходится на естественный прирост 36 тыс., а на миграцию — 114 тыс. Миграция башкир происходит в основном из юго-восточных и южных районов Башкортостана, где нет рабочих мест, большие трудности с трудоустройством, отсутствуют нормальные социальные условия.

Перепись 1926 г. показывает, что в Башкортостане было 135960 (4,3%) мишарей и 23290 (0,9%) тептярей. Соответствуют эти цифры исторической действительности или нет, это неважно. Важно, что эти народы в переписи указали свою этническую принадлежность. В переписи населения 1939 г. и последующих переписях мишарей и тептярей причислили к татарам. Это было грубейшим нарушением прав народов на самоопределение. А лозунг о праве наций на самоопределение был главным в национальном вопросе, выдвинутом в свое время большевиками и перечеркнутом ими же после захвата власти.

Для установления истины обратимся к этнической истории мишарей и тептярей. Мишари по языку, быту и культуре отличаются от татар, хотя и близки к ним. Недаром среди современных мишарей замечается преобладание, в отличие от казанских татар, понтийского антропологического типа. Почти все крупные этнографы России связывали и связывают мишарей с древним финно-угорским племенем “мещера”, жившим в бассейне Средней Оки и впоследствии тюркизированным.

О самосознании мишарей и их историческом отношении к поволжским татарам свидетельствует обращение мишарских депутатов в Уложенной комиссии к генерал-прокурору с прошением (1794 г.). В нем говорится: “мещерятский наш народ (курсив мой — Р.Я.) прежде других иноверцев по собственному своему желанию, переселившись из Золотой Орды в Россию в 1493 г., за верныя... предков наших российскому скипетру службы как взятии Казани (в 1552 г.), так и при других многих тогдашнего времени случаях, жалованны были в разных местах на нагорной стороне реки Волги поместными дачами и для поселения их выгодными землями и угодьи”. Депутаты, несомненно, прекрасно знали историю своих предков.

Мишари — это особая тюркская народность, формирующаяся или уже сформировавшаяся до Октябрьской революции. Не случайно как в дореволюционных переписях, различных статистических учетах, так и в переписи 1926 г. мишари фиксировались, совершенно справедливо, своим энтонимом, т.е. как мишари. Следует подчеркнуть, что и сегодня не только в мишарских деревнях, но даже среди городских мишарей, живущих изолированно от основной мишарской массы, сильно развито национальное самосознание. Они называют себя мишарами, а не татарами, подчеркивая этим свое иноплеменное происхождение.

Тептяри возникли как сословие в конце XVII века. Термин “тептяр”, по мнению А.З.Асфандиярова, происходит от башкирского слова “тибеу”, “тибелеу”, т.е. выгнанный из общины. По архивным источникам, в XVIII в. большинство тептярей были башкирами. Потом в их ряды постепенно вливались марийцы, татары, мишари и др. В начале XX в. тептяри находились в стадии перехода от сословия к этносу. Процесс формирования тептярей как этноса не завершился и был приостановлен бурными событиями 1917 года.

В последние десятилетия отмечается уменьшение численности народов Башкортостана. Так, с 1970 по 1989 гг. число чувашей сократилось на 8129 чел., марийцев — на 3870 чел., мордвы — 8822 чел., удмуртов — 4322 чел., украинцев — 2015 чел., белорусов — 947 чел., немцев — 1081 чел. и евреев — 1757 чел. Причинами этого являются отток населения на историческую родину (особенно евреев в Израиль, немцев в Германию и т.д.), в новые промышленные районы, ассимиляция более крупными народами (например, при смешанных браках обычно дети пишутся русскими) и сокращение естественного прироста.

Источники:

  1. Журнал «Ватандаш» № 3, 2001 год.

Материал любезно предоставлен Игорем Кучумовым

На главную Обсудить на форуме Версия для печати

Назад

 

Наверх

 

На развитие проекта


100 рублей





«История Оренбуржья»
Авторский проект
Раковского Сергея
© Copyright 2002–2018