Герб Оренбурга История Оренбуржья Герб Орска
Главная О проекте Форум Гостевая книга Обратная связь Поиск Ссылки
Разделы


Библиотека

Видео

Геральдика

Города и села

Живопись

Земляки

Картография

Краеведение

Личности

Музеи

Мультимедийные материалы

Памятники и мемориалы

Разное

Религия

Сигиллатия

Учебные заведения

Фотоальбом

Экспедиции




Культурная жизнь в Бугуруслане

В стране родилась благороднейшая традиция — в первые дни июня, когда отмечались очередные годовщины со дня рождения великого поэта, проводить ежегодно Пушкинские праздники поэзии. Начались с благословения замечательного человека Семена Степановича Гейченко в Михайловском, охватили весь Пушкинский заповедник. Потом в орбиту праздника вошли Ленинград, Москва, Одесса, Кишинев, Болдино, Оренбург, многие другие места, где успел побывать по своей или чужой воле неугомонный, легкий на подъем поэт. Пришел Пушкинский праздник и на аксаковскую землю — в Бугуруслан. Как и в областной центр, сюда стали приезжать гости праздника — столичные и оренбургские литераторы.

«Расскажу... о том, как не так уж близко от Москвы, на краю Оренбургской области, в районном Бугуруслане, местная художественная интеллигенция после литературного вечера в клубе пригласила на чашку чая в музыкальную школу интеллигенцию, приехавшую на Пушкинский ежегодный праздник, — писал в своих заметках, опубликованных в «Литературной России» известный советский писатель, автор нескольких романов Сергей Есин, — Талантливые, доброжелательные и, видимо, бесстрашные люди стояли за кулисами этой встречи. Бог ты мой, такое организовать в школе, в госучреждении!

...Когда-нибудь я организую свой собственный сюжет вокруг того памятного мне вечера. Будет тот же сыгранный в четыре руки отрывок из «Евгения Онегина» и романс Свиридова для виолончели, и преподаватель местного летного училища ГВФ прочтет свои стихи. Мир по-настоящему интеллигентного человека бесконечен. Оказалось, что директор музыкальной школы Юрий Дмитриевич Гришин еще и знаменитый кинолюбитель, и самодеятельная студия тут же, в зале музшколы, снимала фильм о Пушкине в Лицее. И есть в городе свой композитор...

...Нам всем, приехавшим, вдруг показалось, что мы намертво забыли о чуде «живой», не записанной музыки, о домашнем музицировании. Как, оказывается, несуетное общение распрямляет дух...

...И все же не только эти размышления посещали меня во время памятного чаепития. Во всех сложностях его культурных навыков и связей вставал город. Город, повернутый к человеку, к его запросам, к его душе...»

Да простится мне столь пространная цитата. Приятно, что так высоко оценил культурную жизнь Бугуруслана писатель, чье имя хорошо известно читающей России. И должен заметить, что он ничего не приукрашивал... Знаю об увлечениях бугурусланцев, о богатой культурной жизни города не понаслышке.

Четверть века назад познакомился с Юрием Гришиным, тогда еще молодым преподавателем музыкальной школы, писал о нем. Очерк «Человек с кинокамерой» опубликовала газета «Южный Урал». Потом не раз приходилось рассказывать о бугурусланских кинопремьерах.

...Еще в школьные годы он сам делал рисованные фильмы и показывал их своим сверстникам через фильмоскоп. Но это было не единственное увлечение Юрия Гришина. Он играл на многих инструментах, выступал на сцене в спектаклях школьного драмкружка. Пересилила музыка. Поступил в Оренбургское музыкальное училище.

Вместе с дипломом увез полный чемодан кукол. Сам научился их мастерить и разыгрывать с ними забавные сценки. Особенно удавались сатирические куплеты, которые он исполнял с куклами, а также эстрадные монологи «под Райкина». Был отмечен дипломом на областном фестивале. Неплохо фотографировал. Но фотография не давала удовлетворения — на снимках жизнь застывала, останавливалась. То ли дело в кино!

Юрий решил сам сделать киносъемочный аппарат. Провозился долго, не раз приходилось переделывать; но все же кинокамера, хоть и невзрачная, примитивная, была в руках. Сколько радости испытал, когда отснял первые Документальные сюжеты!

Потом, когда уже стал директором Бугурусланской музыкальной школы, приобрел настоящую камеру «Кварц». А вскоре к ней прибавилась осветительная аппаратура, все необходимое для проявления пленки.

Вот тогда и пришла в голову дерзкая мысль — поставить и снять художественный фильм с декорациями и артистами. Но что ставить? Самому написать сценарий? Это не так-то просто. Нет, лучше начать с экранизации. Остановился на Чехове. Во-первых, это его любимый писатель, а во-вторых, его новеллы невелики по размеру, с яркими образами, массой мыслей, или, как говорят кинематографисты, с богатым игровым материалом.

На стол легло «Беззаконие». Читал, набрасывал режиссерский сценарий, подбирал костюмы, места для натурных съемок. Сложнее оказалось подобрать исполнителей. Одни не верили в его затею, другие стеснялись играть б гриме прямо на улице. Но все-таки энтузиасты нашлись. Это были преподаватели городских школ: Евдокия Ивановна Баркова, Валерий Васильевич Демидов и другие. Главную роль коллежского асессора Мигуева взял на себя.

И начались съемки. С первого же кадра самодеятельная студия столкнулась с неимоверными трудностями. То «актер» плохо вживался в образ, то подводила погода, то не могли найти костюмов чеховских времен. А самому постановщику приходилось быть одновременно и режиссером, и актером, и оператором, и осветителем, и декоратором, и гримером. К тому же надо было проявлять отснятые сотни метров пленки, думать о том, как лучше смонтировать и озвучить фильм. Три месяца работали Гришин и его друзья над своей первой кинолентой.

И вот в маленьком зале музыкальной школы актеры и немногочисленные зрители на кинопремьере. И сам постановщик, и актеры увидели на экране свои недостатки, но фильм был принят восторженно.

Потом были сняты художественные фильмы по чеховским новеллам: «Неудача», «Злой мальчик», «Дочь Альбиона», «Цветы запоздалые».

Над фильмом «На даче» Юрий Дмитриевич и его соратники работали около года. Натурные съемки велись на улицах Бугуруслана, в городском парке, на берегах Кинеля. А павильонные — в квартире адвоката и самодеятельного композитора Юрия Владимировича Соколова. Сам Юрий Владимирович, его жена Вера Николаевна, дочь Елена — люди, влюбленные в искусство, — не только охотно предоставляли для съемок квартиру, обставленную старинной мебелью, но и сами принимали участие в создании фильмов.

Своим любимым делом Гришин увлек многих бугурусланцев. В работе студии участвуют учителя В. И. Новичкова, Ю. Г. Белокозов, адвокат А. М. Кизерова, студент музыкального училища Б. Степанов, бухгалтер почтамта М. С. Решетникова и ее муж — нефтяник М. М. Решетников, летчик-инструктор, бугурусланский поэт А. К. Шиперов и многие другие.

От фильма к фильму крепло мастерство любительской киностудии. На первом Всероссийском смотре любительских фильмов о гришинской ленте «Неудача» тепло отозвался известный кинорежиссер Григорий Рошаль. На втором фестивале показали киноновеллу бугурусланцев «На даче». И на этот раз председатель жюри народный артист СССР Григорий Рошаль вручил Юрию Дмитриевичу диплом первой степени и отличную кинокамеру «Адмирра-16». За фильм «Цветы запоздалые» бугурусланцы получили комплект киносъемочной аппаратуры. В Чехословакии демонстрировался фильм из Бугуруслана «Аптекарша». Удачи окрыляли.

Самый большой зал Бугуруслана «Юбилейный» не смог вместить всех тех, кто пришел на премьеру художественного фильма «Полинька Сакс», поставленного по повести русского писателя XIX века Александра Дружинина.

Два года продолжалась работа над первым полнометражным звуковым фильмом. Сложности были на каждом шагу. Непросто без материальных затрат воссоздать в условиях Бугуруслана обстановку Петербурга начала прошлого столетия. Нелегко написать сценарий по повести в письмах. А где взять костюмы той эпохи? Снова и снова рылись в книгах, изучали этнографические материалы. Обращались за помощью в музеи и театры. Сколько было радости, когда Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова и Оренбургский театр музыкальной комедии прислали костюмы, другие реквизиты. Над фильмом работали более 50 человек.

Натурные съемки вели не только в Бугуруслане, но и в Москве, Ленинграде, на берегу Черного моря, в селе Рычково Северного района, где сохранился старый, заросший помещичий парк.

Много хлопот было у режиссера-постановщика Юрия Гришина, но ему очень помогли соратники. Так, реквизит, например, помогали готовить десятиклассник школы имени Калинина Женя Богатырев (теперь студент Московского института культуры), воспитательница детского сада Алла Новаш, учащийся педагогического училища Женя Тихонов.

В ролях Полиньки Сакс и князя Галицкого снимались журналисты Валентина и Геннадий Филипповы. Сакса играл Юрий Гришин. «Киноартистами» стали воспитательница детского сада Лидия Ефимова, директор районного Дома культуры Виктор Чернышев и другие любители.

Серьезным экзаменом стал фильм и для операторов, которыми стали работники училища гражданской авиации Александр Шиперов и Дома техники «Юбилейный» Виктор Меркулов. Они его выдержали.

Закончились съемки, и началась не менее кропотливая и напряженная работа — надо было проявить пленку, смонтировать и озвучить фильм. Главный режиссер Бугурусланского театра Лев Житницкий, артисты помогли в озвучивании.

И вот премьера. В зале гремели аплодисменты. Это была большая награда авторам фильма, отдавшим ему частицу своей души. Любительская киностудия создает документальные ленты о Бугуруслане, о земляках — интересных людях. Герои одного из таких фильмов — творцы сувенирных изделий с хохломской росписью. Юрий Гришин рассказал о том, как зародился в Бугуруслане совершенно новый для города промысел, в котором слились воедино труд и искусство живописцев, показал замечательные творения мастериц, чьи произведения получили высокую оценку Советского Олимпийского комитета.

Другой фильм «Мы играем и поем» посвящался самым маленьким артистам — ребятам из музыкальной группы детского сада № 5, которые принимали участие в программе Центрального телевидения «Веселые нотки». Оценку выступлениям детей давали телезрители, и они признали бугурусланский ансамбль «Малыш» одним из лучших. Вернулись ребятишки в родной город призерами Центрального телевидения. Можно было снять ребят просто на сцене. Гришин нашел свой сюжетный ход. Весь фильм снимался на фоне самых красивых мест города. От такого сочетания получился фильм-песня о юных музыкантах и о старом, но очень интересном городе.

С особым чувством ответственности принимался Гришин за картину о Викторе Александровиче Мосине. Это человек, страстно влюбленный в жизнь, бывший директор музыкальной школы, художник и композитор. Однажды он приехал на экскурсию в Болдино и застрял там надолго. Так началось увлечение пушкинской темой. Сделаны сотни этюдов, набросков. Потом началась многолетняя кропотливая работа. Читал и перечитывал стихи великого поэта, побывал в музеях А. С. Пушкина в Москве, Ленинграде, Михайловском. «Пушкин в Болдино» — так называется картина Мосина, над которой он работал почти двадцать лет. Более ста работ художника экспонировалось в Бугуруслане. Среди них — «Пушкин у Пскова», «Болдинский пруд», «Александр Сергеевич на прогулке», бугурусланские пейзажи и многие другие. Почти три десятка своих картин и этюдов подарил художник Бугурусланскому музею. Увлеченно работал Мосин над циклом картин о местах, связанных с жизнью В. И. Ленина. Обо всем этом с большой любовью к своему учителю и старшему другу поведал Гришин в этом фильме.

С годами пришло новое увлечение — спектакли слайд-театра при музыкальной школе № 1. На этот раз драматургическую основу составили произведения К. Г. Паустовского. Восторженно встретили в городе премьеру спектакля «Прерванная песня». С интересом смотрели земляки спектакли слайд-театра «Старый повар» и «Корзина с еловыми шишками» по одноименным рассказам Паустовского.

Но кино — главное творческое устремление Ю. Д. Гришина. На областном конкурсе любительских фильмов кинолента «Воспоминание в Лицее», посвященная Пушкину, завоевала первое место.

Одна из знаменательных работ — фильм о великом Бетховене «Последний визит». Как сказал сам Гришин — это воплощение его давней мечты. В роли композитора выступил Юрий Дмитриевич, ученицы Бетховена Луизы — сотрудница местного радиовещания Светлана Федоровна Лисогор. И подлинной героиней стала прекрасная музыка Бетховена. Кинооператор — работник летного училища Борис Александрович Сирюлев. Кстати, в фильме «Прерванная песня» он создал запоминающийся образ купца-хищника Трощенко, а в роли Петра Ильича Чайковского снимался завуч музыкальной школы Сергей Иванович Чесноков.

Музыкальная школа № 1, слайд-театр, киностудия «Бугурусланфильм» — одни из ведущих центров городской культуры. Активисты находят все новые и новые возможности приобщения горожан к миру искусства. Совместно с центральной библиотекой они организовали музыкально-литературный клуб, в котором интересно проходят вечера, посвященные музыкантам, композиторам, писателям. В таких вечерах участвуют не только преподаватели гришинской музыкальной школы, других учебных заведений, работники библиотеки, но и местные композиторы и литераторы. На одной из литературно-музыкальных встреч прозвучали произведения для фортепьяно, виолончели, скрипки Юрия Владимировича Соколова, «Сказ о Пугачеве», написанный для хора и оркестра Виктором Александровичем Мосиным. Читал свои стихи Валерий Левановский — учитель, журналист, член Союза писателей СССР, автор нескольких поэтических книг. Знакомил со своими стихами Александр Шиперов. Он часто пишет о своих друзьях-летчиках, о городе.

Любят бугурусланцы и свой театр. Его актеры — настоящие подвижники. Работать только в сравнительно небольшом городе им трудно. Поэтому у бугурусланских артистов и режиссеров крепкие связи с землей, с сельскими районами северного Оренбуржья. Ежегодно они дают в селах сотни спектаклей. «Союзом серпа и лиры» назвали это содружество журналисты.

Нелегок гастрольный быт. В любую погоду на машинах перебираются актеры со своим театральным скарбом из района в район, из села в село, чтобы показать хлеборобам новые спектакли, доставить людям радость.

Вместе с молодыми актерами тяготы гастрольных поездок самоотверженно разделяли артисты старшего поколения, такие популярные актеры, как Зинаида Васильевна Казанли, Константин Иванович Путилов, неизменно выходившие на сцену несколько десятилетий, Федор Ильич Самборский, Николай Павлович Кедровский.

Выезжают бугурусланцы и далеко за пределы области. Последние гастроли были в Татарии — в Нижнекамске, Набережных Челнах, Елабуге, Менделеевске.

Особые трудности у театра в последние годы. Старое здание разобрали, а новое пополнило ряды областных долгостроев. Театр без сцены — сплошная мука. Приходится арендовать зал в Доме техники «Юбилейный». Но и там не всегда удается выкроить для театра 2–3 дня в неделю.

Коллектив театра постоянно заботится о репертуаре, находит хорошие пьесы и интересных авторов, разумно сочетает спектакли на актуальные современные темы и классику.

Из наиболее удачных работ последнего сезона критика особо отметила моноспектакль «Авдотьин взгляд» по пьесе И. Гладких. Образ простой крестьянки, которая не получила образования, но пронесла через всю жизнь высокий дух нравственности, народного здравого смысла, с большим мастерством создала талантливая актриса Альбина Казанцева.

Есть в городе и еще один крупный центр культурного притяжения. Это Дом техники нефтяников «Юбилейный». По размерам зрительного зала и сцены, акустическим свойствам, отделке интерьеров он не уступает театральному зданию. Здесь охотно выступают известные театральные и филармонические коллективы. Работают в «Юбилейном» люди творческие. Они постоянно ищут и находят самые разнообразные формы общения с бугурусланцами.

Ежегодно в конце мая проводится всеобщий праздник — день города; для его проведения объединяются усилия всех культурных учреждений, творческой интеллигенции. Нестандартно проходят массовые праздники — день молодежи, проводы русской зимы, выставки цветов и плодов, детского рисунка. Весело прошли праздник русской гармошки, парад старых автомобилей, «Бугурусланские игрища» — день фольклорных коллективов. И такие, можно сказать, интимные: в канун Дня Победы собираются «на огонек» в «Юбилейном» ветераны Великой Отечественной войны, в один из дней собираются на свой слет солдатские матери. Работает клуб любителей поэзии, традиционными стали Аксаковские чтения, Пушкинский праздник. Особая любовь у бугурусланцев к смотру.

Постоянно много зрителей и участников собирают летние спортивные игры «Золотой колос Бугуруслана».

Нет еще в городе выставочного зала. Но есть художники, которым хочется познакомить земляков со своими работами. И хоть не без труда, но помещение находится. Помню одну из таких выставок в просторном спортивном зале медицинского училища. Тут были широко представлены и живопись, и графика, и скульптурные работы, и декоративно-прикладное искусство. Очень различны зрительские симпатии. И все же многие хорошо отозвались о произведениях художников-любителей инженера А. А. Темникова, пенсионера А. В. Григорьева, преподавателя педучилища П. Н. Харченко, архитектора А. В. Сидорова, преподавателя сельхозтехникума Г. Г. Шоха и других.

Стали традиционными небольшие персональные выставки самодеятельных художников. В краеведческом музее экспонировались офорты Петра Николаевича Харченко, в здании управления «Бугурусланнефть» — рисунки Александра Алексеевича Темникова (более ста работ он подарил районной больнице, краеведческому музею, молодежному общежитию), в педагогическом училище — иллюстрации к произведениям А. С, Пушкина Едены Шатохиной. Успех сопутствовал работам Александра Ивановича Дмитриева, Алексея Викторовича Григорьева.

В старинном доме с колоннами в центре города разместились экспозиции Бугурусланского краеведческого музея. Открытый в праздничный день — 1 мая 1930 года — один из старейших городских музеев Оренбуржья, он отмечает свое шестидесятилетие. Сейчас на первом и втором этажах шесть залов, рассказывающих о прошлом, настоящем и будущем города и района. Основной фонд музея составляют около восьми с половиной тысяч экспонатов.

Несколько дет назад филиал музея открылся в селе Аксакова, в одном из сохранившихся зданий усадьбы известного русского писателя.

Есть в Бугуруслане и еще один необычный, очень интересный музей. Его экспонаты посвящены в основном одному человеку — сыну крестьянина из Бугурусланского уезда, богатырю, чье имя овеяно легендами, первому чемпиону Советской России по французской борьбе Михаилу Романовичу Борову. О его спортивных подвигах, об удивительной судьбе рассказали бугурусланские журналисты Михаил Марказин и Анатолий Щербаков.

Когда зашел в этот небольшой, но богатый музей, помню среди личных вещей Борова поразили огромные лапти. Невольно вспомнились михалковские стихи о «Дяде Степе»: «Лихо мерили шаги две огромные ноги — сорок пятого размера покупал он сапоги». А Боров Действительно был великаном — двухметровый гигант, весивший 130 килограммов. В свои 24 года он успел уже повоевать и на германской, и на гражданской войнах, командовал взводом в первом интернациональном полку, отличившемся в боях в Оренбуржье. В освобожденном от белых Оренбурге он впервые увидел профессиональных борцов, и те изумленно смотрели на парня, которому не без труда смогли подобрать армейское обмундирование. Там он получил первые уроки французской борьбы. После ранения Михаил вернулся з родные края, собрался крестьянствовать. Но борьба увлекла его навсегда. И как только поправился, стал тренироваться — легко и многократно выжимал двухпудовую гирю (один из его двухпудовиков хранится в музее).

Летом 1920 года в Москву со всех концов России съехались спортсмены на первую Всероссийскую «предолимпиаду». Молодая Советская Республика проводила крупные соревнования, собравшие сотни участников. Среди них был молодой крестьянин из Бугуруслана Михаил Боров.

Тогда в Москве он победил всех соперников и стал первым чемпионом Советской России. Более двух десятилетий Боров выигрывал схватку за схваткой. Сразился даже со всемирно известным Поддубным. Было четыре поединка. Счет равный — две ничьих и по одной победе. О тех годах спортивного триумфа Борова рассказывают многочисленные экспонаты.

— Вот это силища! Вот это Боров! Очень рад, что у нас, стариков, такая смена! — сказал Иван Максимович Поддубный, восхищенный стойкостью борца из Бугуруслана, которого называли «колоссом Поволжья», «чемпионом чемпионов».

Теперь в Бугуруслане действует детско-юношеская школа по вольной борьбе. Она носит имя Михаила Борова. В ней занимается более четырехсот юных борцов. И, конечно, все они хотят стать такими спортсменами высшего класса, как их легендарный земляк. И нельзя не отметить, что наследники знаменитого борца все увереннее выступают на соревнованиях. Бугурусланская школа воспитала 24 кандидата в мастера спорта СССР, сотни разрядников. Юрий Гаврилов стал чемпионом России, а Александр Щербаков — неоднократным чемпионом области.

В городе немало делается для развития спорта. Недавно здесь появилось еще одно спортивное сооружение невиданной прежде конструкции. На стадионе нефтяников поднялся огромный удлиненный купол надувного спортивного зала. История его возникновения такова. Узнав, что такие появились в нашей стране, бугурусланцы обратились к своему депутату Верховного Совета РСФСР, директору института военной истории Министерства обороны СССР, генерал-полковнику, доктору философских наук, профессору Дмитрию Антоновичу Волкогонову. Депутат помог своим избирателям. Отныне в новом зале смогут тренироваться в любую погоду футболисты и легкоатлеты, для них сооружена специальная тартановая дорожка.

Есть в нашей области города побольше, со своими театрами, с солидными дворцами культуры, со значительными силами штатных работников, но, честно говоря, они во многом могут позавидовать Бугуруслану, где живут люди увлеченные, щедрые на выдумку, талантливые, не ожидающие манны небесной, а сами творящие красоту.

И не потому ли отсюда, из этого вскинутого на взгорье города, вышло немало людей, чья известность вышла за рамки Бугуруслана и всей Оренбургской области. Это дипломат, чрезвычайный и полномочный посол Анатолий Петрович Ратанов, академик Виктор Григорьевич Афанасьев, известный ученый, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии Александр Васильевич Волженский, художники Виктор Александрович Мосин и Иван Петрович Рываев (последний подарил школе родного села Сапожкино около ста своих работ), киноактриса, заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Ольга Михайловна Остроумова, создавшая яркие образы советских женщин в фильмах «А зори здесь тихие...», «Любовь земная», «Судьба», солист Государственного симфонического оркестра СССР Борис Степанов, член Союза писателей СССР поэт Валерий Николаевич Левановский, музыкант и кинематографист Юрий Дмитриевич Гришин. Перечень этот можно продолжать еще долго.

Литература:

  1. В. Г. Альтов «Бугуруслан». Челябинск, Южно-Уральское кн. изд-во, 1990.— 336 с. 254 с. с ил.

Смотрите также:

На главную Обсудить на форуме Версия для печати

Назад

 

Наверх

 

На развитие проекта


1 рубль




Orphus

Система Orphus

Вести с форума


«История Оренбуржья»
Авторский проект
Раковского Сергея
© Copyright 2002–2017